Главная » Криминал » Модель в чужих руках

Модель в чужих руках

На бытовом уровне мы часто употребляем слово «подделка» или «копирование» в отношении контрафактных товаров. Но сегодня разговор не про азиатских производителей и российских челноков. Мы задались вопросом, как обстоят дела с проблемой подделок и заимствования в ювелирной отрасли, и провели собственное исследование.

9dLPbHcaOE7H1FBPhmun

 

Райкин Вадим

Генеральный директор юридической фирмы «Райкин и партнеры» (Москва).

Особенностью рассмотрения дел о незаконном копировании дизайна является возможность не доказывать размер реально причиненных убытков для бизнеса, а требовать компенсации в сумме, которую определяет суд — до 5 миллионов рублей за каждый случай незаконного копирования.

Исследования питерского ювелирного пространства, к сожалению, подтвердили наши предположения: нельзя сказать, чтобы заимствования и копирование чужих моделей имели массовый характер, однако замеченных случаев достаточно, чтобы обратить на эту проблему особое внимание и посвятить ей специальный материал.

Подсмотреть друг у друга – дело святое и принято оно не только у ювелиров. Достаточно повернуться к плотно забитым улицам наших городов, и мы поймем, что художественные решения автомобильных линий так же подчиняются закону, который можно назвать «тенденциями дизайна». Есть безусловные законодатели мод — и есть многочисленные последователи. Для тех, кому автомобильная тема не близка, приведем пример музыкальный – как только на звучащем небосклоне появляется новая яркая звезда, вокруг нее сразу начинают кучковаться звездочки поменьше. Конечно, они не перепевают уже созданные композиции, но сочиняют свои в найденной лидером стилистике. Получается узнаваемо,  похоже, но это – законно, именно это и называется развитием музыки или любого другого направления искусства. Ювелирное в данном случае – не исключение.

Почему копия всегда хуже оригинала?

Не ждите здесь рационального объяснения. Создание ювелирного украшения, которое человек заметит на витрине среди сотен других изделий, которое глянется ему после примерки, которое он будет носить и радоваться – такая же тайна, как и тайны создания любого другого произведения искусства. Чутье, удача, безупречный вкус и безусловный талант в сочетании с точным расчетом – это набор нематериальных активов, без которого нечего делать на поле ювелирного бизнеса.

Eskiz INTERNET.jpg

Начнем с самого начала. Успешное  коммерческом плане украшение целиком и полностью зависит от интуиции тех, кто занимается его разработкой. Прежде, чем будущий шедевр предстанет перед усталыми создателями в виде непритязательной темно-синей восковки, пройдет немало времени, десятки проб уйдут в корзину, сотни листочков покроются эскизами, участники несколько раз переругаются и помирятся снова… но только до следующего изделия.

Хотя сам процесс создания нового изделия можно уложить в несколько слов: модельщик вручную изготавливает оригинальное изделие из металла или модельного воска. Так получается главное действующее лицо производства ювелирных изделий и главная его ценность – МАСТЕР-МОДЕЛЬ.

Мастер-модель 2.jpg

Из-за нагромождения технологических деталей только опытный взгляд может разглядеть в ней контуры, задуманные авторами, однако именно с нее будут сниматься формы для изготовления самих украшений, которые мы с вами видим в ювелирных салонах.
Мы уже говорили о том, что при снятии копии (резинки) с готового изделия, происходит усадка металла, что ведет существенному обеднению контуров изделия. Есть и еще одно последствие – заемщик вынужден дорабатывать изделие, напаивая на мастер-модели те элементы, которые пропали из-за тонкости металла.

Крапаны копия.jpg

Вот тут случаются казусы – в данном случае заемщику и в голову не пришло, что крапан (лепестки, на которых держатся камни в изделии) может выполнять и художественную функцию.

Типичный пример «творчества» заемщика

Там, где мастер создал изящную выверенную композицию-серьги из голубого камня и танцующих серебряных лент, имитатору из-за замены камня пришлось перевернуть изделие и соорудить конструкцию, больше похожую на танкетку времен первой мировой.

Перепайка копия.jpg

Впрочем, рисунок оригинального изделия узнаваем…

Никто не собирается принижать достоинства и мастерство ювелира-индивидуала, однако модельщик на производстве должен в своей работе решать гораздо более сложные задачи, так как он создает модель, которая пойдет по всем технологической цепочке (формование, литье, обработка, закрепка камней и т.д.) и на каждом из этапов специалисту должно быть удобно выполнять свою операцию.

Если не верите, попробуйте сами сделать модель, которая должна быть красивой, нравиться сотням, а то и тысячам покупателей, при этом она должна быть технологичной для всех участков вашего предприятия и не забудьте коммерческую составляющую… иначе не на что будет делать следующую модель… а теперь повторите раз тридцать за год. Имейте ввиду, что если вы ошиблись в модели, все немалые средства, вложенные в ее создание, станут вашими убытками.

Понятно, что идти по тернистому пути создания и серийного выпуска истинных произведений ювелирного искусства может только команда, обладающая помимо творческой искры еще и исполнительской дисциплиной и точно выстроенными доброжелательными связями в большом производственном коллективе.

Мы не знаем, чего не хватает у тех, кто копирует чужие изделия, но некоторые из них идут по самому простому и, надо сказать, совсем несимпатичному пути: купив оригиналы изделий у его создателя, они вынимают камни и снимают формы для мастер-моделей прямо с готовых изделий.

Дальше всё просто – пропустив долгий, нервный, дорогостоящий и рискованный этап создания нового успешного изделия и изрядно тем самым сэкономив, на основе снятых копий заемщик изготавливает собственные мастер-модели и запускает производство украшений, которые уже имеют гарантированный успех в продаже. И вот на этом моменте наш отрицательный персонаж начинает понимать, что не все проходит гладко.

Вроде бы продажи идут, но не так феерически, как ожидалось, и изделия вроде бы те же, да выглядят как-то не так… Было бы заманчиво сделать вывод о «высшей» справедливости и прочих кармических подзатыльниках… да и существуют они, наверное…, но есть и более приземленные причины для этих явлений — технологические. Некоторые из них мы описали на примерах, где оригинальное изделие сравнивается с «заимствованным», давайте их пока так называть.

Но самая неприятная новость для нашего заемщика еще впереди. Вопреки расхожему мнению, российское законодательство вполне подготовлено к подобным ситуациям, но здесь лучше дать слово специалисту.

Замена камня копия.jpg

На «заимствованном» изделии поставлен другой камень. Дело тут не в художественных предпочтениях «заемщика». Не зря употребляется термин «оправа» — камень оправляется в серебро, а не наоборот. Оправа специально создается мастером так, чтобы наилучшим образом подчеркнуть и линии и грани и цвет. Найти камень для украшения – вовсе не такая уж простая задача, как может показаться на первый взгляд и достаточно часто сам камень не менее уникален, чем рисунок оправы. Мы помним, что у копии «поплыли» размеры и оказалось, что оригинальный камень просто не встает на предназначенное ему место. Заемщик ищет замену… и попадает в стилистическую ловушку. Оправа-то придумана вовсе для другого камня и композиционное совершенство уступает место достаточно корявому соседству.Мнение:

Эксперт «Ювелирного предложения» Вадим Райкин генеральный директор юридической фирмы «Райкин и партнеры» (г. Москва)

Закон охраняет права на дизайн оригинальных ювелирных украшений сразу двумя способами: в качестве объектов авторского права и как промышленные образцы готовых изделий.

Внешний вид многих оригинальных промышленных изделий является объектом авторского права и охраняется Гражданским законодательством Российской Федерации в качестве произведений искусства. Далеко не все товары признаются произведениями искусства, однако, за образцами ювелирной промышленности во всех известных спорных случаях такой статус судами подтверждался. Пожалуй, наиболее показательным является арбитражный спор в столице по поводу статуса креплений для беговых лыж «Salomon».

В том деле Арбитражный суд г. Москвы сначала отказал в иске правообладателя, но затем все вышестоящие суды поддержали истца, подчеркнув, что патентное законодательство не содержит ограничений охраноспособности дизайна промышленного производства.

Особенностью рассмотрения дел о незаконном копировании дизайна является возможность не доказывать размер реально причиненных убытков для бизнеса, а требовать компенсации в сумме, которую определяет суд — до 5 миллионов рублей за каждый случай незаконного копирования (ст.1301 Гражданского кодекса РФ).

Важно, что регистрация образца ювелирного украшения в качестве промышленного образца не лишает производителя охраны по авторскому праву. Такая регистрация является, безусловно, серьезным подтверждением права авторства, хотя далеко не единственным. В качестве альтернативных доказательств допускаются оригинальные эскизы будущих образцов, договоры с авторами дизайна, акты сдачи/приемки эскизных проектов, бухгалтерские документы истца с указанием артикула оригинального изделия и т.д.

Олег Подгурский